Три столпа образования. Первое эссе из серии
Решил не публиковать отдельную тему, а продолжить текующую и отсюда начать разворачивать две разные идеи в сторону друг друга.
Это эссе для “обычных” людей, потом я покажу во что оно превратилось для научного сообщества.
Суть для научного сообщества не изменится, лишь формулировки и терминология, ну и засыплю сверху до низу ссылками на публикации.
Учить всех,
Учить всему,
Учить так, чтобы научить.
– Девиз русской школы
Доподлинно неизвестно, кто является автором этого девиза. Одни исследователи считают, что в своё время так высказывался Лев Семёнович Выготский, другие приписывают его Антону Макаренко, Константину Ушинскому и Виктору Шаталову. Нам кажется, что абсолютно неважно, кому принадлежит авторство, важно, что эти слова символизируют.
«Учить всех, учить всему, учить так, чтобы научить» — отражают суть сначала советской, затем российской, но универсально русской школы. В этих словах заложен великий гуманистический принцип педагогики: никого нельзя исключать из образовательного процесса. Каждый человек имеет право на образование. Учить всех.
Учить всему — значит научить не только писать своё имя без ошибок, но и предоставить возможность приобрести широкие энциклопедические знания, особенно в Советском Союзе. Учить всему.
Учить так, чтобы научить — значит, что человек, окончивший школу, обладает знанием и пониманием явлений мира, а не просто вызубрил справочную информацию. Так, чтобы научить.
В данной работе предлагается неожиданный взгляд на проблему цифровизации в образовании. А для того чтобы придать остроту этой проблеме, мы немного изменим девиз русской школы. Но перед этим сформулируем несколько вопросов и попытаемся найти ответы на них:
- Может ли образование оставаться универсальным, то есть доступным всем, в то время как знание, как бы его ни классифицировали, превращается в гиперспециализированные и алгоритмизированные с помощью ИИ информационные фрагменты из множества областей и дисциплин?
- Если ИИ становится одним из инструментов познания, как человеку сохранить познавательные способности и не утратить навыки критической работы с информацией?
- Что станет с «учить всему» и «научить всех» в мире, где цифровые алгоритмы превосходят способности человека во много раз?
Вопросы выше являются продолжением одного глобального вопроса, который волнует исследователей уже много лет, а с развитием технологий ИИ он становится ещё актуальнее: если человек может найти что угодно или обратиться к ИИ и попросить найти ответ на вопрос — зачем учить что-либо?