Этика инженера, "новый" взгляд на профессию

Продолжение серии эссе
Зачем учиться в школе?

Среди множества профессий существует лишь одна, которая действительно «имеет значение». В то время как учитель учит, а врач лечит, инженер изменяет мир, в котором обучают и лечат. Конечно, недоученный инженер не сможет построить автомобиль или отправить человека в космос, однако именно ему отводится роль инноватора, решающего задачи технологического суверенитета государства, удовлетворения потребностей общества и профессиональных нужд — тех же доктора, учителя, а также водителя, машиниста и многих других.

В 2022 году, в год, когда мировой общественности стала доступна большая языковая модель ChatGPT 3.5, перед инженером, в том числе и социальным инженером (к которым в определённой степени можно отнести и педагога-экспериментатора), встал новый вызов, породивший новый архетип инженера. Того, кто способен преуспеть в среде постоянно эволюционирующего знания, порождённого новой технологией — инновационной экономикой, использующей новые технологии для увеличения и ускорения получения экономических благ. Инженера, который больше не опирается на парадигму монетарного обмена, а становится участником экономики компетенций, экономики знаний, где маржинальная стоимость стремится к нулю, а ценность и требования к компетенциям возрастают.

Школа, воспитавшая инженера, способного процветать в изменяющихся технологических, экономических и компетентностных реалиях, оказала услугу обществу, потому что именно на долю такого инженера выпадает участь проектировать современные инструменты и знаковые системы, необходимые обществу.

Инженер экономики знаний и компетенций является движущей силой не только в технологической сфере, но и в образовательной. Он способен проектировать и реализовывать не только технологические решения, но и дидактические, экономические, социологические, создавая таким образом решения, подталкивающие общество к изменениям — и сам меняясь в процессе.

В таком инженере органично переплелись множество ролей: инженер, учёный, дизайнер, изобретатель, философ, учитель. Набор подобных компетенций создаёт необходимые условия, при которых инженер может не только ясно, логично и понятно выражать свои мысли и идеи, доносить их до общества и заинтересованных лиц, но и воплощать сказанное на практике.

Решения, созданные таким инженером — как технические, так и, например, педагогические, — нацелены на преодоление существующих вызовов, культурологических и этических дилемм. Именно такой инженер обладает не только компетенциями, но и этической зрелостью, позволяющей нести ответственность за изобретения и прогресс человечества в целом.

Подобная ответственность требует от инженера соответствия определённому этическому коду, формирование которого, в свою очередь, возлагается на гуманитарные науки: философию, социологию, лингвистику, педагогику и другие. Гуманитарные науки играют в формировании нового архетипа инженера не меньшую, а в этических вопросах — значительно большую роль, чем математика, физика или химия.

Вместе с эволюцией инженера эволюционирует и роль учителя, способного воспитать такого человека. Технологии изменили не только роль и место учителя в образовательном процессе, но и природу знания, необходимого для воспитания человека будущего.

Проблема только в том, что гуманитарные и социальные науки, общим числом более 10, не выработали определенного этического (единого морального) кода и самое главное, принципа его легитимации. Последние семьдесят лет доминирует либеральная модель свободного рынка и принуждения к потреблению, дошедшая в своем развитии до «надзорного капитализма». Однако далеко не все разделяют ценность приоритета потребления. Нынешний консервативный поворот ставит своей задачей обуздание «людей хаоса», что осуждается через присвоение ярлыков столетней давности.