О роли ИИ в изменении профессий. Дизрупция, которая ломает старый образ работы и создает новый

Образ ИИ в средствах массовой информации

Перечитывать все публикации подряд на новостных сайтах с целью понять как же воспринимается ИИ читателями, слишком долгий и трудоемкий путь. Любой пользователь поисковых систем, Yandex или Google, сможет найти подборку новостей и выдержек за любой период. Например, поисковые запросы “Искусственный интеллект, польза или вред”, “Применений технологий искусственного интеллекта”, представят читателю полярный взгляд на феномен искусственного интеллекта и возможно покажет изменение мнений от “ИИ – это способ подстегнуть инновационный процесс и время новых возможностей”, до “Общество взволновано, тем что достижения в области ИИ могут запустить череду сокращений и замещений человека машиной”. В общем и целом извечный спор техноевангелиста и технолуддита. И тот и другой имеют основания под своими утверждениями, однако часто они противоречат друг другу.

Там где техноевангелист выступает в роли популяризатора технологии, проводника для не посвященных и первым активным пользователем нового, технолуддит смотрит иначе. Для него почти любое изобретение сопряжено с рисками, часто связанными с потерей работы, изменения характера социальных взаимоотношений, риска для окружающей среды. Однако самое главное, если рассуждать об ИИ глазами тех кто выступает противниками развития технологии, это потенциальное использование ИИ во зло, которое неминуемо случиться без строгой регламентации действий самого ИИ и деятельности предприятий занятых в разработке.

Технологические евангелисты и луддиты, представляют два противоборствующих лагеря. Первые концентрируются на положительных аспектах технологии и всевозможных сценариях взаимовыгодной синергии человека и машины, при которой работа каждого по отдельности значительно хуже, чем работа выполненная вместе. Вторые, раскручивают в массах негативные сценарии и освещают риски сопряженные с быстрым внедрением технологий ИИ повсеместно. Наиболее известные представители обоих лагерей – это Илон Маск в роли техноллудита и Сергей Брин в качестве техноевангелиста[^11].

Если в мире множество сторонников и того и другого взгляда на развитие ИИ, как выглядит наиболее объективная позиция? Как оценить чье мнение доминирует, луддитов или евангелистов. Снова на помощь приходит лингвистика и анализ корпуса текстов. На страницах этой работы уже удалось воспроизвести множество приемов различных исследований. Анализ ключевых слов, реплик и дискурсов в художественных произведениях, сможем ли повторить с новостными публикациями, которые выступает “тараном” общественного мнения. Согласны ли новостные издания с тем, что ИИ – это неизведанный риск?

Как оказалось, подобное исследование уже проводилось в 2017 году, Итаном Фастом и Эриком Хорвитцем[^12]. Им удалось проанализировать архив публикаций Нью-Йорк Таймс за более чем 30 летний период. Анализ текста позволил увидеть восприятие людьми ИИ, показал тренды, убеждения, интерес и чувства публики по отношению к интеллектуальной машине. Хорвитцу и Фасту удалось измерить уровень пессимистических и оптимистических настроений. Согласно исследованию, начиная с 2009 года, общественное мнение начало меняться, с негативного на позитивное, однако при этом страх потери работы, контроля никуда не исчез, если не усилился.

Мы попытаемся обобщить и пересказать часть исследования и некоторые выводы, к которым они пришли. Хорвитц и Фаст, с целью изучить восприятие общественностью ИИ выбрали для анализа подборку статей, опубликованных в Нью-Йорк Таймс в период с января 1986 по июнь 2016. Ими была предпринята попытка найти ответ на вопросы:

  1. Насколько интенсивно обсуждается ИИ в наши дни, по сравнению с прошлым?
  2. Оценить тональность новостей посвященных теме ИИ. Стали ли они более оптимистичными или пессимистичными?
  3. Выявить то с чем ИИ ассоциируется и как его представляет общественность?
  4. Узнать как изменились страхи общества. Что люди боялись в прошлом из того что более не актуально сегодня, а что наоборот стало волновать сегодня из того что не волновало ранее?

Как часто тема искусственного интеллекта поднимается в средствах массовой информации

Существует убеждение, что возбуждение нервных клеток журналистского сообщества происходит каждый раз, с появлением нового феномена, выходящего за рамки принятых стереотипов. Смеем предположить, что всплески интереса происходили в 1997 году, когда суперкомпьютер Deep Blue победил Гарри Каспарова в шахматы. В 2009 году с появлением интереса к нейронным сетям и глубокому обучению, которое является совокупностью методов машинного обучения, используемых для предобучения этих самых сетей[^13]. В 2015 с победой Alpha Go над человеком в последней игре, в которое биологический мозг, справлялся лучше алгоритмизированного пересчета, го. В 2023 году, с предоставлением доступа к ChatGPT, который уже взломал операционную систему человеческой цивилизации, естественный язык[^14].

Скорее всего интерес общественности вспыхивал и угасал с появлением культурных феноменов, таких как фильмы “Матрица”, “Терминатор”, сериал “Мир Дикого Запада” и прочие развлекательные продукты, размышляющие над искусственным интеллектом, безопасностью и перспективностью технологии. Но мы все же предполагаем, что интерес разгорелся с новой силой именно в 2009 году и с этого момента не утихает. Именно в этом году работы над обучением искусственных нейронных сетей (ИНС) методом глубокого обучения, вышли на новый уровень. Машин, в том числе, научили воспринимать информацию из мира людей.

Машинное зрение (МЗ), интерпретация визуальных данных аналогичным человеку образом. Сбор, анализ и понимание изображений и видео и данных высокой размерности, то есть когда свойства объекта или аналогичные или превышает наблюдаемые визуально параметры. МЗ широко используется в анализе медицинских данных, например, рентгеновские снимки, считывание позы человека, моделирование трехмерных сцен, видеонаблюдении, распознавании лиц.

Машинный слух (МС), подобное уже давно интегрировано в нашем голосовой помощнике Алисе, с целью помочь ей распознать голос, интонацию, тональность. И человек и машина, воспринимают звук одинаково, именно поэтому МС имеет широкий спектр применения, от записи музыки, до синтезирования и распознавания речи. Много свойств характерных для технологии МС используются в современных смартфонах, автомобилях, голосовых помощниках. Более того “умная” машина может настроиться на поиск определенного звука, блокируя остальные, что открывает удивительные возможности в медицине, например более эффективный поиск шумов сердца.

Машинное касание (МК), если в случае со зрением и слухом у нас уже есть достаточно серьезные технологические результаты, то с касанием работа началась относительно недавно, однако это уже реальность сегодня. Машина может воспринимать тактильную информацию, распознать поверхность, ловко корректируя при этом действия. Машинное касание в отдаленном будущем, позволит взаимодействовать с окружающей средой на более глубоком уровне. Все на этом этапе вспомнили робота Санни[^15] из фильма “Я робот”, снятого по мотивам романов Айзека Азимова?

Новости стали оптимистичнее или мрачнее?

Анализируя статьи Нью-Йорк таймс за период 1986-2016, Фоста и Хорвица выявили следующие закономерности:

  • Интеллектуальная машина – это хорошо. Приятно иметь подобного помощника.
  • Человек боится утратить контроль – это плохо.
  • После 2009 наблюдается резкий всплеск интереса в отношении ИИ, при этом точки зрения, представленные журналистами в одинаковой мере оптимистичные и пессимистичные.

Интерес к ИИ вспыхивал с новой силой в 1990, начале 2000, 2009 и сейчас в 2023. Каждый период обладает характерными темами.

1990

Майниниг данных, виртуальная реальность, попытка создать самоуправляемую машину, создание искусственной формы жизни, Deep Blue, побеждает Каспарова, Sony выпускает на рынок AIBO, первое домашнее животное робот.

2000

Незначительные достижения связанные с созданием роботов, например робот ASIMO от Honda. Не совсем удачные попытки с создания искусственных нейронных сетей. И все это длилось ровно до 2009, когда создают первую нейронную сеть, способную уверенно распознавать рукописный текст[^16], а Google создает машину, которая перемещается без участия человека[^17].

2009 – 2023

Ну а дальше, после того как появилась ИНС, показывающая стабильный результат, автомобиль Google, развитие технологии ИИ только ускорялось. Можно предположить что этому способствовали еще и конференция в Мельбурне, на которой собрались исследователи ИИ. 2009 год можно охарактеризовать как год когда сети интернет начали проникать во все сферы деятельности человека, что привело к ускорению информационного обмена. Дополнительным толчком для развития технологии стало финансирование различными коммерческие и не коммерческие организациями, собравшие более 15 млрд долларов инвестиций. Однако именно открытие 1990-2000 годов вывело ИИ на передовую общественного интереса, что запустило череду положительной обратной связи, когда каждое новое открытие несет новые инвестиции и развитие технологии.

Общественность и ИИ, как изменялся нарратив

С момента проведения, Дартмутской конференции 1956 года, идея ИИ изменялась многократно. Хорвитц и Фаст в анализе публикаций Нью-Йорк Таймс, использовали тот же подход, что и Реккья при анализе мета данных фильмов с сайта IMDb и диалогов, возникающих вокруг изучаемого феноменов, искусственный интеллект, робот, андроид. Статьи с новостного портала группировались исследователями в 5-10 летние периоды, каждый период пропускался через аналитическое сито, выявления частотности использования заранее определенных ключевых слов и понятий. Хорвитц и Фаст, вслед за Реккья, использовали, что называется подход “в лоб”, пересчет слов для классификации и анализа текста.

Хорвитц и Фаст, сгруппировали и проанализировали статьи, и если в статье, присутствовал хотя бы один абзац с оптимистичным взглядом на будущее технологии, то эта статья попадала под категорию оптимизм, если присутствовал хотя бы один пессимистичный абзац, то в противоположную. Остается вопросом, как группировались статьи, где имелся двусторонний взгляд, скорее всего осуществлялся пересчет или оценка вывода. Однако как нам кажется, каждая отдельная статья, скорее всего представляет однобокий взгляд. Для примера некоторые выдержки из статей с отечественного новостного портала Lenta.ru:

В письме утверждается, что технологии с искусственным интеллектом, сопоставимым человеческому, могут представлять значительный риск для общества и человечества[^18]. Пессимизм.

Во время выступления в Вашингтоне Смит заявил, что в контексте изучения потенциала искусственного интеллекта его больше всего беспокоит, что с помощью новых технологий можно создавать фейки — ложный контент, неотличимый от настоящего[^19]. Пессимизм.

Как показывают опросы, 94 процента компаний уверены, что искусственный интеллект способствует успеху организации. Он применим абсолютно во всех сферах, внедряется в сервисы и создает новые миры. Например, генерирует дизайн (двигателей, зданий и другое), синтезирует новые материалы, создает 3D-карты городов, презентации и лекарства, занимается расшифровкой генома и мониторингом урожая[^20]. Оптимизм.

В мае 2023 года сотрудники Эдинбургского университета представили метод на основе искусственного интеллекта, ускоривший выявление сердечного приступа[^21]. Оптимизм.

В нашем случае получается схожий результат. Четыре случайных статьи новостного портала, раскрывают исключительно односторонние взгляды, два оптимистичных, два пессимистичных. Наверняка существуют публикации, где в полной мере освещаются перспективность технологии и риски с ней связанные, однако быстрый поиск не позволил выявить. Вновь повтори, подобный анализ, может воспроизвести любой исследователь, используя в качестве материала, новостные публикации за определенный период или публикации из социальных сетей. Более того мы призываем это сделать – это увлекательное занятие.

Большая выборка статей, позволяет выявить следующие тренды:

  • Потеря контроля человеком над миром, последнее время более чем в три раза превышает этот же параметр в 1980 году.
  • Волнения морального и этического характера, также участились. Человек переживает, что мы создадим машину, которая сможет принимать решения, однако машина не будет обладать моральным кодом свойственным человеку.

В то же время, наравне с публикациями выражающими беспокойство, имеется равный объем материала, связанный с перспективностью технологии.

  • Медицина, благодаря ИИ, может получить неожиданную помощь от технологий ИИ в вопросах поддержки пациентов, которым требуется уход, напоминание о приеме медикаментов, например.
  • Раннем диагностировании заболеваний, выявлению шумов сердца, анализе генетических предрасположенностей к болезням.

В целом ИИ упоминается во множестве областей: военное применение, принятие решений, работа, кибернетика, образование, развлечение, философия и этика. В анализе каждой можно встретить позитивные и негативные тренды, однако один тренд имеет единственную тенденцию, негативную. Риск потерять контроль.

Несмотря на то, что последние десять лет, общество ожидает больше положительного от технологии, страх потерять контроль над искусственным разумом все еще доминирует в сознании общества. Чего мы боимся? Что нас поработят? Будут манипулировать? Наши желания станут, вдруг, не нашими, а чем-то продиктованными. Настанет технологический апокалипсис и роботизированная нога раздавит человеческий череп? Неизвестно, одно лишь ясно, что вместе со страхом мы движимы любопытством, а это как-никак первый шаг к открытиям. “А что если… ?”

А что если …:

  • при помощи ИИ и алгоритмов глубокого обучения найдем внеземную цивилизацию. Этим заняты исследователи проекта “Галилей”?
  • ИИ и ассистенты, работающих на их принципах освободят ценное время, которое мы тратим на уборку, приготовление еды и поддержание хозяйства в чистоте?
  • найдем способ увеличить продолжительность жизни?
  • научный поиск и написание статьи будет требовать значительно меньшего времени и ресурсов?
  • слепые от рождения дети, вдруг обретут зрение, а глухие слух?
  • люди искалеченные обстоятельствами, смогут снова интегрироваться в общество, благодаря новым технологическим, умным протезам и “биогаджетам”?

Подобных “А что если …?” каждый читающий, может привести несметное множество. Попробуйте и напишите в социальных сетях, по хэштегом “ачтоесли…”