Поиск определения понятию "формирование мышления"

Продолжение серии эссе
Этика инженера, “новый” взгляд на профессию

Формирование мышления — очевидно, сложное понятие, имеющее множество определений. В своей работе мы попытаемся найти собственное и, исходя из результата, определить новую роль учителя в информационном обществе.

Проблематикой формирования мышления в разное время занимались как педагоги, так и психологи. При поиске определения этому явлению мы остановились на работах трёх учёных советской эпохи: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина.

Лев Семёнович Выготский считал мышление формой активного отражения действительности, исторически формирующейся в процессе освоения культурных знаков и средств. По его мнению, формирование мышления — это процесс интериоризации форм деятельности, в первую очередь речевой.

Алексей Николаевич Леонтьев, в свою очередь, полагал, что мышление формируется как особый вид деятельности индивида, направленной на постановку и решение задач, возникающих при взаимодействии в обществе.

Пётр Яковлевич Гальперин дал иное определение процессу формирования мышления. По его мнению, мышление формируется в результате поэтапного формирования умственных действий, проходящих стадии материализации, внешней речи, скрытой речи и, наконец, становящихся внутренними и идеальными.

Иными словами, формирование мышления по Выготскому — это интериоризация, по Леонтьеву — результат целенаправленной деятельности, а по Гальперину — процесс усвоения умственных действий.

Несмотря на то что три приведённых определения в чём-то различаются, их объединяет одно: формирование мышления неразрывно связано со средой, в которой оно происходит, и с культурными артефактами, посредством которых человек взаимодействует с этой средой. Однако ни Гальперин, ни Выготский, ни Леонтьев не располагали существующими сегодня технологическими средствами (артефактами) работы с информацией. А значит, их представления о процессе формирования мышления, хотя и остаются актуальными в 2025 году, тем не менее не учитывают влияние технических средств на этот процесс.

Повсеместное проникновение технологий навсегда изменило природу познания человеком мира, и, как следствие, изменился и процесс формирования мышления. В 2025 году практически любая деятельность, связанная с решением проблем, обучением или социальным взаимодействием, так или иначе происходит с использованием технических средств. В школе это — цифровая электронная среда Московской или Российской электронной школы; при решении профессиональных задач — цифровые календари и электронные планировщики; а социальное взаимодействие осуществляется преимущественно через социальные сети и мессенджеры.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем несколько иной взгляд на процесс формирования мышления, который можно выразить следующим определением:

Формирование мышления — это процесс усвоения и интериоризации способов постановки и решения задач, осуществляемый в рамках целенаправленной познавательной деятельности и опосредованный как традиционными культурными средствами (язык, символы, инструменты), так и современными цифровыми артефактами — такими как нейросети, электронные образовательные среды, системы хранения и обработки информации, планировщики, мессенджеры и алгоритмы персонализированного доступа к знанию. В условиях информационного общества мышление формируется в диалоге человека с техносредой и требует от субъекта не только интеллектуальной активности, но и способности к навигации по среде, насыщенной информационными потоками.

Сформулированное нами определение подчёркивает необходимость переопределения места и роли учителя в образовательном процессе, изменяющемся под давлением технологий.