закину свой конспект может кому что-то пригодится
искусство системного мышления оконнор и макдермот
Система это процесс.
У системы должна быть цель, именно из-за лучшего и быстрейшего достижения цели мы исследуем и меняем систему.
Характеристики систем:
- Чем больше система тем она устойчивее потому что состоит из большего числа элементов которые создают дополнительные связи
- Чем больше связей в системе тем сложнее вырвать из системы отдельный ее элемент. (поэтому привычки так сильны, они на многое завязаны)
- У системы есть свойство эмирджентность, когда 1+1=более чем два
- Системы сложны либо детальностью (пазл)-это когда очень ветвистая структура, либо динамикой (шахматы)-когда при изменении одного элемента другие тоже меняются
- У каждой системы есть оптимальный размер в которой она максимально эффективна и стабильна. При изменении размера эти два показателя меняются в худшую сторону
- Любая система стремиться к равновесию
- Чем больше давить на систему тем сильнее стресс и тем меньшая причина нужна ей для разрушения.
- Нельзя изъять из системы элемент без последствий для всей системы, любое вмешательство несет за собой побочные эффекты. это как круги на воде
- Последствия могут быть как плохие так и хорошие.
- Изменения в системе происходят не линейно с одной связью а циклически, формируя петли обратной связи которые образуют контуры(циклы). (мы что-то сделали, прозошел эффект, этот эффект как то повлиял на нас, мы обратно что-то делаем)
- Контуры обратной связи могут быть усиливающие (следствие еще больше усиливает причину, которая еще больше усиливает следствие), затухающие (следствие ингибирует причину, которая все меньше влияет на следствие), формирующие предсказание (что предсказали, то и получилось), деформирующие предсказания (что хотели избежать то и получили, что боялись то и произошло)
- Влияние контура имеет задержку - не всегда мы получаем следствие сразу же, некоторые причины проявляются через долгий промежуток времени, это надо учитывать
- Плюс стабильности системы в том что ухучшая один из элементов система продолжает работать.
- Минус стабильной системы в том что она слабопригодна к реформе и изменению, даже в лучшую сторону.
Подход к системным моделям:
1)определяем цель модели - что по факту хотим добиться используя систему
2)определить свойства и признаки - что, какие критерии и характеристики будет достигаться цель, что является признаком идеального элемента системы
3)формируем механизм обратной связи для модели-через который будем достигать идеальных показателей каждого элемента системы
4)используем метод рычага. если нужно изьять элемент из системы, можно посмотреть где и на что надавить в другом месте чтоб система сама выплюнула нужное звено. например дойти до руководителя через другого человека.
Неясность почти всегда приводит к конструированию - додумыванию и домысливанию того чего нет на самом деле.
Ментальные модели мешающие адекватной работе с системой:
1)вычеркивание - убирание фактов потому что у нас был когда-то другой опыт, видим только то что хотим видеть
2)конструирование - додумывание фактов на основе того чего нет
3)искажение - то как мы изменяем пережитое нами на практике
4)обобщение - опыт полученый на нескольких случаях распространяем и обобщаем на все остальные случаи
Ошибки толкования собственного опыта:
1)регрессия - трактовка событий которая говорит о том что если у нас аномальный показатель то следующий показатель будет стремиться к среднему значению и будет меньше.
То есть если мы получили дохрена выручки в один день, то скорее всего завтра мы получим среднее значение, а не как не такое же или большее.
2)пренебрежение фактором времени-трактовка которая говорит о том что чем больше времени прошло тем больше вероятности что запланированное событие может произойти но это уже не будет связано с той причиной что мы думали.
То есть может мы и получим когда нибудь бешенную прибыль которую запланировали, но это не будет вызвано теми причинами что мы планировали ранее. Скорее всего это произошло по другой причине.
3)Односторонняя трактовка событий - мы видим плюсы и не видим минусы. мы замечаем случай когда событие происходит, но не замечаем кучи других вариантов когда этого же события не происходит. Когда мы залазим в ванну звонит телефон, мы это замечаем, но не замечаем событий когда этот телефон не звонит когда мы лезем в ванну.
-односторонняя трактовка событий без привязки ко времени - плохо
-односторонняя трактовка событий с привязкой ко времени - не очень
-обьективная трактовка без привязки ко времени - не очень
-обьективная трактовка с привязкой ко времени-то что нужно
Нужно всегда задавать себе вопрос. Какие данные я получил, привязаны ли они к событиям и времени?
Системные заблуждения:
1)причина и следствие разделимы, следствие идет сразу за причиной
(на самом деле не так, причина и следствие всегда связаны. но следствие далеко не всегда идет сразу же за причиной, как правило фактор времени всегда есть)
2)во времени и пространстве следствие идет сразу за причиной
3)следствие прапорционально причине
(на самом деле нет, есть эффект бабочки)
Сложности при анализе систем:
-Учет фактора времени
Логика не учитывает фактора времени. Логика работает только с утверждением “если-то”. Но не учитывает время. (если по утрам смотреть что все идут в город, это не значит что всегда все идут в город, это просто значит что конкретно сейчас идут в город, но в целом ходят в течение дня и туда и сюда)
-Самоприменение и рекурсия
Самоприменение создает парадоксы, чтоб их решить нужно выходить за пределы системы. Например фраза “научись быть самостоятельным” либо ты становишься самостоятельным но сделано это под влиянием другого человека а значит ты остался не самостоятельным, либо ты так и остаешься несамостоятельным что противоречит требованию. Как ни посмотри всюду парадокс. Чтоб чтоб его разорвать нужно выйти за его пределы, за пределы системы в рамках которого сформирован процесс решения.
Или еще примеры фразы с двойным смыслом. (я желаю тебе добра, с улыбкой но зло сказано)
Метапозиция-взгляд на ситуацию за пределами парадокса, как бы над ситуацией.
Методы работы над стереотипами мышления:
1)составить список трудностей
Нужно понять что мы хотим, поставить себе цель, а потом спросить “что мешает достижению цели, что сделать чтоб решить эти сложности, что должно произойти чтоб это перестало быть проблемой”
2)левая колонка (метод Криса Аргириса, Донольда Шона)
справа описываем то что на самом деле происходит, слева то что чувствуем и как нам кажется истинные мотивы и эмоции в процессе
например в процессе разговора с кем то
потом задаем себе вопросы:
-какие убеждения и мнения породили эти мысли?
-что остановило и помешало произнести это вслух?
-исходя из предыдущего что можно сказать о собственных убеждениях?
(цель не решить данный конфликт а найти причины собственных взглядов и поведений)
3)прислушиваться к языку
обращать внимания на радикальные суждения и подвергать их сомнению
Н-р/ “мы однозначно не можем вкладывать деньги в этот проект дальше”
необходимо проверить высказывание на критичность:
1)кто это сказал?
2)ну и что? что из этого следует?
3)почему бы и нет?
Фразы “должен, обазан, следует, необходимо” фомирует жесткие ментальные модели закрытые, не факт что это действительно так.
Так же сюда входят фразы: все, всегда, никогда, любой, каждый, всякий (это знает любой, все делают так) это все ограничивающие модели
Обучение
Учиться-это значит менять себя, неизбежно иначе теряет смысл, мы учимся с помощью всего что делаем.
Отсутствие обучения - привычки, автоматизированные навыки выполняемые регулярно без учета результатов.
Стандартное обучение- обучение первого порядка или адаптивное. Делаем что-то, анализируем результат, принимаем решение, делаем опять, и так сто тыщ раз. Такое обучение не затрагивает ментальные модели.
обучение моментальное (порезал палец, потекла кровь, сразу бинтуем, много раз повторять не надо)
обучение с течением времени (игра на гитаре, требуется время и упорство)
Порождающее обучение-обучение двойного цикла, обучение второго порядка. В данном случае меняются сами мыслительные модели.
Идея в том что старые методы и взгляды ставятся под сомнение и в результате могут приходить новые решения и методы. Например если что-то перестает работать, то возможно нет смысла наращивать обороты, может быть нужен новый подход потому что старый уже не работает
Наводящие вопросы:
-каковы мои предположения относительно этого
-о чем еще можно поразмышлять в этом направлении
-что это еще может значить
-как это еще можно использовать
Препятствия к обучению:
1)удаление части обратной связи
Обучение бывает не эффективным если мы не видим всей картины. (как будто на футбольном матче мы наблюдаем за одной командой а не двумя). Системный подход в обучении предполагает рекурсию. Если учитель тупо рассказывает а ученик молча запоминает то качество такого обучения невысока
2)динамическая сложность
сложно обучаться если эффект приходит не сразу а через отсроченный промежуток времени. и плюс на это влияют еще другие факторы. (в теории все знают как надо, когда дело доходит до практики, все это забывается и делается как получится)
3)ментальные модели
мы склонны видеть только то что ожидаем, и не хотим воспринимать полную картину, слишком рано делаем выводы и по большей части те которые ожидаем.
4)измерение обратной связи
наши ментальные модели мешают качественному восприятию обратной связи. мы воспринимаем следствие не таким каким оно на самом деле является
5)точность и достоверность
обратную связь в числах получить гораздо проще чем в качественных вещах потому что они не измеримы. но даже числовые данные должны быть точными. если мы собираем статистику но где-то ошибка в сборщике, тогда весь анализ не верен. качественные показатели же вообще не имеют мерила
6)когда мы реагируем
порог реакции вхождения важен. мы можем реагировать очень быстро и сразу,тогда это начнет быть паранноййей если мы будем срываться на все и сразу. мы можем реагировать с задержкой, если она большая то наши действия уже в принципе теряют актуальность.
7)задаем ли мы вопросы
чтоб получать качественную обратную связь можно не только НАБЛЮДАТЬ, но и ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ. Однако это должны быть качественные вопросы, потому что иначе ответы буду соответствующими, и тогда смысла в вопросах нет.
Перспектива:
Некоторые вещи становятся очевидными и понятными только если взглянуть на них отдаленно, с какого-то расстаяния.
Что мешает видеть мир в разных ракурсах:
1)обоязнь признать ограниченность своих взглядов
2)то что результат оправдывается нашими намерениями даже если он хреновый раз за разом
3)отуствие любознательности
Ракурс:
Ракурс-это точка зрения.
Системное мышление обращает внимание на то как взаимодействуют разные ракурсы.
Важно уметь видеть разные ракурсы, это расширяет нашу картину мира и ментальные модели
Мир всегда гораздо богаче чем наше представление о нем
Два разных подхода к ракурсам: обьективный и субьективный
Подходы:
Подход определяется границей системы.
Обьектиный-смотреть на системы извне.
Важно помнить что даже обьективный подход условен, потому что наблюдатель является частью системы за которой наблюдает.
Как следствие важно помнить где проходят границы системы. Если границы слишком широки, то мы можем не заметить следствий, если границы слишком узкие все сведется к паре тройке всплесков.
Однако обьективный подход позволит отделить мнение от реального положения вещей.
Субьективный- смотреть на систему изнутри
Есть два субьективных подхода, мой и второго человека с которым я взаимодействую.
Ментальные модели они мои собственные, а других людей, часть системы.
От этого подхода мы не отказываемяся, как своего так и чужого по причине того что можем лучше понять взаимодействие элементов системы. Если мы встанем на сторону соперника мы сможем понять а что им движет, мы не обязаны принимать его точку зрения, но мы по крайней мере будем обладать полной инфой и будем знать что нам делать с этим дальше. Совместный отказ от понимания позиций обоих людей приведет только лишь к эскалации конфликта, не более.
Важно помнить что не обязательно принимать субьективный взгляд, нужно его хотя бы понять.
Системное мышление использует оба подхода.
Пунктуация:
Заключается в смысле обьяснения последовательностей событий. Разная пунктуация соотвествует разным причинно следственным цепочкам.
ВАЖНО!!!
При отрисовке карты системы где-то обратить внимание не только на маршрут связей и процессы, НО! и элементы из которых в принципе состоит система, отдельные ее аспекты. Н-р местоположение, упаковка, стоимость
Построение системых моделей:
Троекратное повторение события это уже паттерн.
Правила построения моделей:
1)Я главное действующее лицо, строить модель надо исходя из своих взглядов
2)Выстраивая модель не забываем о цели, для чего мы вообще исследуем модель, что хотим понять
3)Начать построение можно откуда угодно
4)Включать события которые я вижу слышу чувсствую знаю, особенно если они являются паттернами
5)В соответствии с целью определить границы системы, временной горизонт и участников системы
6)Включать в систему только изменяемые (растущие, убывающие) элементы. Если что-то неизменно, задать себе вопрос “что для меня это олицевторяет и почему я считаю это неизменным”
Сюжетные линии:
-Прапорциональная усиливающая петля
-Суммирующая усиливающая петля
В причинно следственных моделях есть две составляющие:
Уровень- кол-во чего-то (денег, продаж, людей)
Поток- мера изменения чего либо со временем. Поток меняет уровень.
Чтоб поменять взаимодействие между элементами надо спрашивать что произойдет если я сделаю тото
Если я увеличу Х что произойдет с Y
Если Y увеличится -связь усиливающая
Если Y уменьшится - связь уравновешивающая
Это выявит структуру но не специфику поведения.
Самый медленный элемент системы определяет скорость всей системы.
Задержки могут вести к нарастанию давления в системе
Отложенные результаты надо как-то помечать на схеме.
CLD-диаграммы цикличной причинности
Анализируя много систем мы придем к выводу что они одинаковы и типичны и называются системными архетипами.
Самый простой архетип это архетип предела роста, когда мы упираемся во что-то прикладывая все больше сил но никак не можем сдвинуть это с мертвой точки
Рычаги приложения силы при подготовке к устранению архетипа предела:
-ожидать предел заранее
(с какими ограничениями я столкнусь, что можно сделать сейчас во время хорошего роста, чтоб потом легче преодолеть предел. Области с наибольшим плюсом как раз те где необходимо начать переосмысление.
-вопрос “что меня ограничивает?”