Из моего опыта — это миф. ИМХО скорочтение зло. Нужно учиться читать более вдумчиво, факт, но не быстро, это тоже факт.
Есть трюки как прочесть быстрее что-то, но это не более чем трюк. Например, почти вся нонфиушн литература написана циклично. То есть в первом абзаце главы ставится проблема, а в последнем выдаётся решение. Точно также первое предложение абзаца ставит проблему, последнее решает. Все что по середине — вода или кейсы. К ним можно возвращаться, если решение не понятно или интереса логика.
Все же что касается ускоренного потребления слов — откровенно вредно. Невозможно вписать в мозг больше чем тот сможет переварить.
Либо… допускаю, что мы пока не знакомы с такими методиками, но они могут существовать. Ролики на youtube тому подтверждение или исключение из правил, как например и фоточтение.
В принципе-реально, только польза несколько сомнительная и удовольствия мало)
Я учился в школе быстрого чтения Олега Андреева в юности. Было довольно интересно и небесполезно. Но по затратам времени на результат оно того не стоит.
Плюсы:
при регулярных упорных занятиях скорость чтения возрастет. Для космических скоростей типа 15-20000 знаков в минуту нужна фотографическая память и это нереально для простых смертных. Но раза в 2 - 3 поднять скорость можно.
водянистые книжки можно действительно читать быстрее. В основном происходит за счет фильтрации воды налету.
Минусы:.
мы читаем книги не чтобы прочесть как можно больше, а чтобы изменить свое поведение. Это требует обдумывания, связывания знаний с уже имеющимися. В этом смысле ускорение чтения не особо важно. Это пренебрежимая разница.
мы упираемся в теорию ограничений. Обучаясь быстрому чтению мы работаем с узким местом “скорость считывания визуальной информации”. При этом, объем кратковременной памяти 5-7 объектов, а квант внимания в единицу времени - еще меньше (кто медитирует и работает с вниманием, тот поймет). Соответственно, устраняя ограничения на считывание информации мы очень быстро упираемся в ограничения в других частях системы - память, внимание, скорость образования нейронных связей, количество мыслетоплива.
Все эти ограничения очень жесткие, обойти их иногда непросто а иногда невозможно.
при быстром чтении полностью отсутствет удовольствие от чтения. Более того -это довольно неприятный процесс, тратит много мыслетоплива. В результате такое переключение на передачу повыше все время получает отрицательное подкрепление.
изза ограничений пункта 2 практически невозможно быстро читать насыщенные смыслом и информацией книги - типа Канемана. Система 2 медленная, она не успевает за скоростью считывания, реезультата нет.
Это некоторое противоречие, потому что именно такие, насыщенные книги мы предпочитаем читать.
Это связано с подавлением артикуляции (проговаривания), расширение угла зрения (таблицы Шульте, елочки.
Медленная скорость чтения может приносить дискомфорт и никакого удовольствия, т.к. приходится тратить очень много времени на прочтение книги (воспоминания про школьную программу, когда речь шла на объем, а не качество), а когда что-то делаешь легко и быстро, читаешь и запоминаешь - должно приносить больше удовольствия от процесса. Кстати по этому современные дети не любят чтение, потому что не получают удовольствия от процесса, т.к. дается им с трудом, особенно тем, кто читает совсем медленно 50-100 слов в минуту.
Выход: научиться быстро читать, понимать и запоминать информацию => получать удовольствие от чтения.
Можно замерить текущую скорость и попробовать увеличить ее в два раза (что само по себе, та еще задачка). По большому счету увеличение в 2 раза уже великолпный результат.
Скажем так, нормальная скорость чтения для человека – 250-300 слов, это норма. Сделайте 450-500 и уже будет прирост. Больше не нужно, на самом деле. Как правильно отметил @Ivan мы читаем ради удовольствия и внедрения полезности.
У нас в гостях был Павел Колодяжный, мы как раз говорили с ним немного в этой области. Чтение само по себе не важно, следующий за чтение этап ключевой. Рефлексия, понимание, использование в жизни. Он говорил про Принципы Рейа Далио, что уже год читает и пытается внедрить. Если упускать последний этап – то получается что чтение не более чем жвачка. Процесс есть, толк теряется.
Достаточно отрефлексировать, однако этот процесс не менее сложный чем научиться применять знание в новом контексте. Так что медленное чтение, только хардкор.
Ну вот я и имел ввиду подавление артикуляции, расширение угла зрения, переход к “мгновенному” считыванию словосочетаний, строк и абзацев.
Это дает ускорение раза в два-три, ну там до 1-3 тысяч слов в минуту, но довольно быстро упираешься в другие узкие места и уменьшающуюся отдачу.
Насчет дискомфорта от медленной скорости - ничего сказать не могу, у меня нет такой проблемы;)
Кстати, вы делаете вывод от частного к общему, что не совсем верно.
Медленная скорость чтения может приносить дискомфорт. Следовательно большая скорость чтения → удовольствие.
ПС. неплохо бы нам определиться с понятиями - что такое скорость чтения, какая она будет медленная, какая быстрая. А то, может, у меня быстрая - 20 000 слов в минуту, у вас, может быть 1000, а у Рустама - все, что больше 200 (200 слов - средняя по больничке).
Почему сразу зло? Вот открываю я чатик с цеттелем или форум по выбору … ну, например, офисного кресла для работы из дома. И мне нужно среди тонны информации выцепить полезную. В этом плане вдумчиво читать весь текст не хочется, а хочется выцепить сообщения, которые представляют ценность, и вот их уже разбирать подробно. То же самое мы можем увидеть и в ряде статей - автор льет много воды для объема, а информация содержится всего в паре абзацев.
Скорочтение (быстрое чтение) – это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза.
В различных источниках плюс минус оперируют следующими значениями:
Обычная 100-250 слов в минуту
Быстрое чтение от 500-1000 слов в минуту
Самая большая скорость чтения: Самый быстрый читатель вмире – Евгения Алексеенко. 9 сентября 1989 года в Центре исследования мозга города Киева был зафиксирован международный рекорд по чтению , который составил 416 250 слов в минуту. Однако, это значение эмпирическое, потому что Евгения читает быстрее, чем перелистывает страницы. Журнал среднего объема она прочитывает за 30-40 секунд.
По моему, скорочтение годится только для предварительного ознакомления с книгой - выхватить какие-то ключевые слова и мысли, ознакомиться со структурой книги. Мой личный рекорд скорочтения ~430 слов в минуту.
ИМХО, читать таким способом всё подряд - вредно. Возможно, какие-то новостные статьи, уже знакомую техническую документацию или ленту в соцсетях так можно проглядеть, но как замена полноценному, медленному чтению, а тем более чтению с проработкой, не годится вовсе.
Я ранее уже говорил, что на текущем уровне это может показаться фантастикой, это все потому, что незнакомы с методикой, которая позволяет читать, понимать и запоминать со скоростью выше 500 слов в минуту.
есть множество способов использования навыка, в том числе и этот. Благодаря ему, можно быстро понять в книжном магазине выбирая книгу по нужной тематике, “вода” или что-то ценное и интересное.
Я предпочитаю для этого работать с предисловием, оглавлением и заключением. Плюс можно просто нырнуть в пару главу быстро почитать. Эффект такой же. Еще хорошо помогает индексный файлик.