Среда дискуссионного клуба, как средство развития критического мышления

Решил поделится статьей, которую написал для педагогической газеты, проект мособразование. Накидывайте критики, комментариев, интересно мнение. Она уже отправлена в тираж. Это часть материала, который буду использовать для написания серии писем и потом возможно книги.

ЭТО ВИКИ сообщение, оставляйте комментарии и правьте неточности, какие считаете.

Мир сдвинулся с места, а вместе с ним привычные методики образования. Сегодня не достаточно слушать, записывать и воспроизводить. Современный учащийся вынуждено находится в среде неструктурированной информации, которая попадает в поле его внимания посредством цифровых носителей. Скорость создания информации ежегодно набирает обороты и объем общемировых данный ежегодно увеличивается на 30% [4]. Вдумайтесь на треть ежегодно, а между тем традиционные подходы объяснительно-иллюстративного обучения не изменились в значительной степени.

Социальный заказ общества и государства требует обеспечить школьников научными знаниями, сформировать мировоззрение и решить задачу развития навыков самостоятельной деятельности, готовности творчески решать задачи и персональной ответственности. Устоявшаяся система, в которой происходит обучение не решает данной задачи в полной мере.

Если рассматривать систему с позиции недостатков, то явно прослеживается несколько параллелей:

  1. Недостаточный уровень получаемых научных знаний.

  2. Не формируется система внутренних мотивов учения, как основы целенаправленного развития мышления.

  3. Излишняя доля шаблонного заучивания.

В нашей мини-статье мы уделим внимание первым двум зонам развития на примере разработанного в ГБОУ Школа №1194 курса дополнительного образования “Дискуссионный клуб”. Расскажем о подходе, используемом при обучении детей процессу поиска научного знания, формирования личных ценностных ориентиров и развитии мышления.

Отличительной чертой успешного школьника от неуспешного, является умение действовать в постоянно изменяющихся условиях. Успешный ученик умеет слушать и слышит, понимает предлагаемую аргументацию, умеет планировать гипотетический ответ, искать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию из различных источников. То есть самостоятельно действовать в постоянно изменяющейся среде. Устоявшиеся подходы в обучении не позволяют развить в ученике необходимые для этого навыки и умения.

Вышесказанное подводит некую черту под которой красной линией проходит необходимость развития важнейшего умение участника современного общества, работа с информацией. Критический взгляд на прочитанное, услышанное, увиденное. Технологический прогресс развил способность оперирования данными и информацией на высоком уровне, и с высокой скоростью, однако без навыков поиска, осмысления и рефлексии, данные не превратятся в информацию, а информация не станет знанием [3]. Таким образом, мы считаем, что целенаправленное развитие навыков критического мышления позволит существенно улучшить качество фильтрации и переработки входящего потока информации.

Многие методисты, последние несколько лет говорят о важности развития, среди подрастающего поколения, навыков критического мышления. Однако не существует ни методических пособий, ни рекомендаций, описывающих процесс развития критического мышления. А между тем для развития критического мышления недостаточно выполнять нерегулярные действия в ходе учебного процесса. Обучение этому навыку требует особый подход и взгляд на вещи, необходима свобода и безопасная для учащихся среда. Именно таким местом и стал кружок дополнительного образования “Дискуссионный клуб”.

Однако прежде чем описывать саму среду и принципы, заложенные в основу открытого, эффективного и успешного обучения в “Дискуссионном клубе”, стоит уделить несколько слов тому, что же такое критическое мышление и почему этому навыку сложно обучить без понимания самого явления. В качестве определения феномена критического мышления мы предлагаем использовать формулировку, предложенную Даяной Халперн: “Критическое мышление – это использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличаются взвешенностью, логичностью, целенаправленностью” [2].

Именно требование взвешенность, логичность и целенаправленность порождает спектр дополнительных навыков, развитие которых является обязательным условием для формирования критического мышления. Ученое сообщество выделяет 9 ключевых когнитивных умений и навыков, обеспечивающих критический и здравый взгляд на вещи: умение запоминать, умение говорить, умение логически мыслить, умение аргументировать, умение строить и проверить гипотезы, навыки расчета вероятностей, навык принятия решений, навык решения проблем и умение творчески мыслить. С первого взгляда кажется даже не очень сложно и вроде как можно встроить в учебную программу уделяя на уроке один раз в неделю 20 минут. Возможно, если бы это делалось каждым педагогом по единой разработанной программе, с блоком вполне конкретного умения или навыка – это было бы эффективно. Однако на данный момент нет ни программы, ни эффективных дидактических приемов для достижения данной цели, без отрыва от учебного процесса. В связи с этим дискуссионный клуб проводится в качестве дополнительного образования, для которого разработана специальная программа с вполне конкретными дидактическими приемами.

При разработке учебной программы дискуссионного клуба использовались принципы, так называемого проблемного обучения. Которые, по мнению авторов, могут научить школьников решать сложные задачи при недостатке данных. В условиях когда информацию необходимо добывать самостоятельно, часто без помощи учителя, который намеренно создает проблемные ситуации, в которых присутствуют противоречия имплицитные или эксплицитные. В российской академической среде вопросами проблемного обучения занимался Мирза Махмутов, который описал суть подобного подхода следующим образом: “Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.” [1].

Таким образом основным дидактическим приемом, который используется в среде дискуссионного клуба является проблемная ситуация. Создание проблемной ситуации происходит в несколько этапов:

  1. Осознание проблемы.

  2. Конкретизация проблемы.

  3. Выдвижение гипотез, проверка их.

  4. Проверка правильности решения.

Для наиболее эффективного создания проблемной ситуации перед учащимися ставят не одну, а несколько проблемных ситуаций эволюционировавших друг из друга. Сама проблема формулируется через вопрос. Продуктивная дискуссия, залог успеха проблемного подхода в обучении.

На примере одного из модулей учебной программы продемонстрирую некоторые дидактические приемы. Мы будем использовать для объяснения учебного процесса модуль, посвященный теме построения гипотезы.

Все начинается с первого вопроса. “Как много у вас фотографий на телефоне?” Учащиеся начинают хвастаться, что 5000, 7000, 11000, будут и те кто скажут что ни одной. В этот момент со стороны педагога следует делать небольшие уточнения из собственной жизни, о том сколько у него фотографий. За этим следует рассказ, что когда он был в их возрасте такого количества фотографий просто невозможно было сделать. Следом задается вопрос “Как вы думаете почему у вас такое количество фотографий?” С этого этапа начинается обучение тому как строить гипотезу. Однако происходит оно не фронтальным образом, а учащиеся самостоятельно с небольшой помощью учителя объясняют почему так произошло. То есть дети формируют навык объяснения явления, так важного при построении гипотезы.

Следующий этап – это развитие умения построения гипотезы. Учимся формулировать теорию. Этот процесс также начинается с вопроса, вполне простого и конкретного. “У ваших родителей есть бумажные фотоальбомы дома?” “Вы любите их смотреть?” “Вам приятнее трогать бумажные фото или листать ленту цифровых?” На эти вопросы, следуют вполне очевидные ответы. В тот момент когда все участники выговорились, следует обратить внимание на тех у кого есть младшие братья и сестры. “Как думаешь, если положить перед твоей трехлетней сестрой бумажный альбом и цифровой планшет с одинаковыми фотографиями что привлечет ее внимание больше?” На этом этапе происходит обучение следующему шагу в построении гипотезы, формулирование теории, которая в дальнейшем и станет предметом исследования.

Предположим теория сформулирована следующим образом: “Мою сестру/брата привлечет цифровая фотография, потому что это является привычным для него/нее медиумом потребления информации.” Формулировка теории моя, но смысл сохраняется. После построения теории на основе первичного объяснения можно перейти и к построению гипотезы. Вновь это делается через вопрос: “А вы уверены, что это привычный медиум?” В ходе некоторой дискуссии, и передачи инициативы от ученика к учителю рождается понимание о необходимости эксперимента. Экспериментальный процесс, проверяющий гипотезу, что цифровой формат является привычным медиумом для ребенка, описывается совместно и как правило там будет несколько подходов и что самое важное, эксперимент будет проведен и результаты зафиксированы. Более того первый подход, будет признан детьми не совсем правильным, во время второго они используют прием прайминга, о котором мы говорили в блоке рассуждений и аргументации. Результат эксперимента после прайминга оказался иным, что подтолкнет обучающихся на дополнительные изыскания.

В отечественной методической школе различают три вида проблемного обучения, разделяемых по видам творческой деятельности:

  1. Научное творчество.

  2. Практическое творчество.

  3. Художественное творчество.

Приведенный в качестве примера урок – это образец научного творчества с проверкой гипотезы через вопрос. Практическое творчество основывается на постановке и решении практических учебных проблем, таких как дилемма заключенного или упражнений целью которых является выработка коллективного решения. Упражнения художественного творчества решают задачи требующие воображения и творческого подхода.

Развиваемые навыки и умения в среде дискуссионного клуба учат детей принимать решения, творчески и нестандартно мыслить и решать проблемы. Ученики учатся оперировать не стандартно, за рамками очевидного. Определяют корневые проблемы сложных ситуаций и вырабатывает умение действовать в постоянно изменяющихся условиях.

Список литературы.

1. Махмутов М. Проблемное обучение / М. Махмутов, Педагогика, 1975. 370 c.

2. Halpern D. F. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking / D. F. Halpern, 5th edition-е изд., New York: Psychology Press, 2013. 656 c.

3. Stone J. V. Information Theory: A Tutorial Introduction / J. V. Stone, 1st edition-е изд., Sheffield, UK: Sebtel Press, 2015. 260 c.

4. М. Н. Эпштейн — Информационный взрыв и травма постмодерна // РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА [Электронный ресурс]. URL: https://russianclassicalschool.ru/bibl/istoriya-metodik/istoriya-razvitiya-obrazovaniya/item/1647-m-n-epshtejn-informatsionnyj-vzryv-i-travma-postmoderna.html (дата обращения: 03.04.2022).

1 лайк

Рустам, нет возможности перейти по ссылкам в блоке «Литературы» — редиректит на авторизацию в Зотеро.

Согласен, не подумал. Это на мои статейки. Исправлю через парочку минут.

Готово, все ссылки исправлены.

1 лайк