Коллективные базы знаний

Когда я был молодым и зелёным полгода назад меня удивило, что никто особенно не пишет и не говорит о корпоративных/коллективных базах знаний, хотя это, вроде бы, должно быть интересно и круто. Я даже написал пост “Как связанные заметки могут изменить мир” как способ высказаться об этом и поднять дискуссию, чего сделать не удалось.

Я продолжил тихо вынашивать идею того что это все может быть полезно, пока однажды не стал свидетелем такой дискуссии в чате этого сообщества, где был прислан пост “Цеттелькастен для команды - плохая идея” и ещё несколько историй о попытках такую штуку реализовать, которые я, к сожалению, не сохранил. Общий итог этих историй в том что попытки организовать цеттель для команды заканчиваются всегда не очень хорошо.

Поскольку я занимаюсь тем, что пытаюсь создать базу знаний кафедры в университете, для меня особенно интересно узнать о различных кейсах и о том, а стоит ли оно того вообще. Даже если не подход цеттеля - то какие ещё есть варианты? В приложенном выше посте, например, говорится про медиа-вики, то есть вики-системы для команд актуальны и работают?
Ну и было бы в целом интересно этот разговор задокументировать на форуме чтобы бесконечно не повторять пересылки сообщений и постов опытных людей.

P.S. @Rustam, возможно тема о коллективных базах знаний заслуживает быть в основном разделе про управление знаниями, но поскольку он выглядит священным я не рискнул к нему прикасаться, поэтому жду что вы об этом думаете)

3 лайка

Ну вот как вариант на базе форума можно сделать коллективную базу знаний. Discourse все для этого поддерживает.

У меня есть несколько гипотез на этот счёт, чуть позже постараюсь описать и проверить в отдельной теме.

Нет нет, именно там ей и место, сейчас перекину.

Там нет ничего священного, тут можно творить любую дичь, все исправляемо, легко и просто.

Кстати про корпоративные базы знаний, у меня давно идея об этом бродит, но я не понимаю как эта штука может взлететь, хотя бы потому что мы даже на нашем уровне не можем понять как вести базу знаний коллективную сообщества.

Менеджер базы знаний

У меня было сообщение по поводу компетенций менеджера базы знаний, кто он такой, чтобы эффективно управлять базой:

Слишком много сейчас вокруг информации. Ни взрослые, ни дети не могут ей оперировать. Декомпозировать, увязывать, применять и т.д.
Логика, как раз элемент этой системы, вместе с системами управления знаниями, навыками конспектирования, чтения, синтеза и обощения, умения ставить вопросы и искать ответы не только там где показали.
Умения рефлексировать и понимать как думать.

1 лайк

Да именно так, была мысль, сделали на хабе песочницу для этого, но проект не взлетел. Может дискурс поможет в этом начинании.

Что за хаб?

еще немного текста для увеличения полезности сообщения

1 лайк

У нас есть хаб информационный, но так как он оторван от группы в телеграм, получается, что им пользоваться не очень удобно. Поэтому это скорее просто заглушка для солидности.

Дискурс это, в том числе, попытка ответить на вопрос полезности хаба. Я потихонечку переношу оттуда информацию. Там ее, как оказыватеся не очень то много по сути.

zttl.wiki

1 лайк

Ааа, notion.

Ну да, на форуме значительно удобнее, конечно.

1 лайк

Тем, если форум может делать ссылки на сообщения, и посты делать как простой заметочник. Получается мега функционально. В любом случае нужно смотреть, что из этого происходить и как развиваться.

Но по ощущениями должно быть бодро.

1 лайк

Коллективная БД знаний – это плохо. Хотя бы потому, что у каждого своя голова, а в ней свой жизненный опыт.

Вот вы открываете заметку, а там:

Концепция аналогична enum.Enum.

Только эти черти думают, что они самые умные и нумерацию начали с 0, как в Си, а не как нормальные люди.

И как вам такое? Мне было бы понятно (в т.ч. из-за стиля изложения), а вам? Или кому-то ещё без моего багажа?

А если у каждого своя голова и свой жизненный опыт, то как же эти люди договариваются и делают общие проекты?

Очевидно, что устанавливают некоторые правила/ограничения, в том числе и на коллективную документацию/базу знаний.

Мы же говорим не про произвольно собравшихся людей, а про людей, у которых синхронизация содержимого голов – одна из целей организации коммуникации. И коллективная база знаний – один из инструментов достижения этой цели.

3 лайка

Для того, чтобы делать общий проект вам не нужно синхронизировать головы. Достаточно Confluence или любой иной системы документации.

Полностью не нужно, но частично – обязательно придется синхронизировать. Именно этот процесс частичной синхронизации голов команды и поддерживается Базой знаний, которая в свою очередь может быть реализована в “Confluence или любой иной системы документации”.

А собственно то, как это организовать (метод) и есть онтопик.

1 лайк

По теме натыкался на такую вот статейку на хабре

Ну а так, да, чисто системы документации ни разу не хватает. Тут скорее важны договоренности: шаблоны, иерархия, ответственность и включение документации в процесс. Ну и осмысленность самой документации.

3 лайка

Большое спасибо, статья действительно очень интересная!

Самое главное, что вынес из нее - необходимость создания процессов вокруг документации. Хотя вот что конкретно здесь имеется ввиду под документацией вроде бы и понятно, но не понятно, как именнно это реализовывать. Последнее время много слышу про конфлюенс, но попробовать с ним работать не получилось - заблокировали подключение новых пользователей. Если кто-то пользовался конфлюенсом, поделитесь - чем работа там отличается от привычных сообществу Обсидиана и прочих заметочников?

1 лайк

У меня сейчас возникла задача на базе моих личных заметок сформировать какую-то базу знаний. Я не то, чтобы не знаю, с какой стороны к этому подступаться, я даже не могу понять, в каком формате это должно быть.

Речь идет о некотором весьма немаленьком программном продукте. Его исходники мне доступны, документация кое-какая тоже есть, но просто из-за объема получается, что решение различных проблем занимает по несколько дней ковыряния в коде.

Беда в том, что все те вопросы, которые я задавал (“Почему эта штука ведет себя так?” или “Как мне добраться вот до этой логики?”), требовали от меня несколько дней исследований, но ответ фактически сводится к двум-трем строкам. Я пока не вижу, как это можно было бы представить в виде какого-то связного документа.

По мне тут первые вопросы:

  • кому и при каких примерно обстоятельствах эта информация будет нужна? Где этим “кому” может прийти в голову искать информацию?
  • предполагается ли, что кто-то ещё будет эту базу редактировать?
2 лайка

Тоже начал задавать себе первый из этих вопросов. По факту сейчас моя работа выглядит так – приходит человек с вопросом, а я в ответ копаюсь в своих заметках, чтобы найти где искать, а дальше открываю код и ищу там конкретный ответ.

Обстоятельства, похоже, каждый раз разные. Описываются словами “у нас тут поведение не такое, как мы ожидали”.

База точно будет не в виде “только для чтения”, но опять же опыт подсказывает, что люди обычно не горят желанием что-то дописывать.

2 лайка

Я вот сейчас пробую именно внутри небольшой команды следующий способ:
Приватный репозиторий на гитхабе, там база Obsidian, где какая-то пока не до конца определенная структура (Одна “точка входа” со ссылками на другие блоки - области деятельности, которые уже как MOC в конкретной области).
Плюсы:

  • Если все понимают как это работает и как этим пользоваться то можно делать суперинтересные вещи совместно

Минусы:

  • Если кто-то не понимает или не хочет понимать логику работы то работа сложа, особенно учитывая что надо установить и запустить Obsidian, как минимум. В итоге трудозатраты оказываются больше чем “пойти и спросить чтобы он поковырялся в заметках”)

В остальном с теми людьми кто, как и я, любит и понимает возможности Obsidian, работать приятно, но нет понимания как это масштабируется.
Ну и инструкцию пытаюсь писать для менее заинтересованных)

Было бы интересно почитать инструкцию или кусочки из нее :slight_smile:

Лично я не готов для работы с базой знаний ставить какой-то дополнительный софт, предпочел бы обойтись просто браузером.